«Терроризм и конец старого мирового порядка» — Международное сообщество бахаи, октябрь-декабрь 2012 года

Материал из Бахаи Википедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

Перевод материала из информационного бюллетеня «One Country», издаваемого Международным сообществом бахаи. Материал опубликован в выпуске за октябрь-декабрь 2002 года.

Текст материала

Терроризм и конец старого мирового порядка

В местах оживлённой торговли взрываются бомбы, заложенные в припаркованные машины. Грузовики со взрывчаткой, управляемые водителями-камикадзе, прорываются через заграждения на территорию посольств и обращают их в руины. Ни в чём не повинные люди становятся объектами похищения и издевательств. На станции метро огромного города выпускается нервно-паралитический газ, в результате чего сотни людей погибают или получают ранения. Захватываются самолеты, и похитители либо угрожают убить пассажиров, если их требования не будут выполнены, либо преднамеренно ведут лайнеры на небоскребы…

Возросший уровень и размах терроризма в последние годы, несомненно, стал одной из самых тревожных черт современности, превратившись в опасный и многогранный феномен глобального масштаба.

Почти не осталось такой страны мира, которая не пострадала бы от терроризма в течение последнего столетия. Он взят на вооружение и левыми, и правыми партиями, группами всевозможного толка — анархистами, фашистами, борющимися за независимость националистами, коммунистами, правыми экстремистами и экологическими террористами,— в Европе и Азии, в Южной Америке и на Ближнем Востоке, в США и Африке. В зависимости от конкретных политических пристрастий и ситуации, тот, кого в одной стране называют террористом, в другой может быть объявлен борцом за свободу, и его действия не только не будут осуждаться, но и найдут оправдание.

Поскольку новые формы терроризма становятся всё разрушительнее, а взаимозависимое глобальное сообщество всё более подвержено расколу и распаду, вопрос терроризма требует срочного разрешения.

Одной из особенно опасных нынешних тенденций стало развитие «новой формы децентрализованного терроризма на религиозной почве». Согласно данным Брюса Хоффмана, американского специалиста по вопросам терроризма, в 1968 году не было ни одной религиозной террористической группы, тогда как в начале 90-х уже четверть всех активных террористических групп была создана по религиозному признаку. Количество террористических актов, совершённых такими группами, резко возросло с 1988 года - согласно статистике, они ответственны, по крайней мере, за 64 319 инцидентов, произошедших за период с 1970 по 1995 годы.

Вне зависимости от того, где коренятся причины терроризма, — в экономике, идеологии или просто в агрессии, — вопрос остается прежним: как выработать эффективные механизмы борьбы с этой международной проблемой, перед которой столь уязвимы современные государства.

Отправной точкой здесь могло бы стать международное соглашение по стратегии государств в отношении терроризма. Эта стратегия могла бы содержать следующие принципы: отказ выполнять требования террористов; использовать для борьбы с терроризмом закон и демократические процессы; не идти на сделки и не делать уступок, даже в условиях запугивания и шантажа; неуклонно стремиться к тому, чтобы террористы представали перед судом; применять санкции к государствам-пособникам терроризма; не позволять террористическим актам блокировать международные дипломатические процессы.

Принятие таких принципов способствовало бы совершенствованию механизмов борьбы с терроризмом, включая выработку единых правовых норм наказания преступников.

Несмотря на важность принятия таких мер, они, безусловно, не могут сами по себе положить конец конфликтам — как традиционным, так и «асимметричным», как иногда называют терроризм.

В 1985 году международный руководящий орган Веры Бахаи, Всемирный Дом Справедливости, сформулировал необходимое условие для наступления всеобщего и устойчивого мира:

« «Запрещение ядерного, химического и бактериологического оружия не устранит истинные причины войны. Разумеется, эти практические меры чрезвычайно важны как элементы мирного процесса, но сами по себе они слишком поверхностны, чтобы оказать решающее воздействие. Люди достаточно изобретательны для того, чтобы создать новые виды вооружения и использовать продовольствие, сырьё, капитал, промышленность, идеологию и терроризм в качестве средств для бесконечной борьбы за власть и превосходство. Равным образом, в нынешнем хаосе невозможно устранить разобщённость между нациями простым улаживанием отдельных разногласий и конфликтов. Необходимо принятие подлинно глобального плана.» »

Иными словами, невозможно решить такую проблему, как терроризм, в отрыве от множества других проблем, оказывающих разрушающее и дестабилизирующее влияние на жизнь общества. Государства должны пойти дальше одномоментного реагирования на возникающие трудности и стремиться к установлению всеобъемлющего международного порядка, основанного на принципах социальной справедливости и коллективной безопасности, при котором каждый человек мог бы жить достойно.

С точки зрения бахаи, такой глобальный план мог бы содержать не только административные процедуры, аналогичные существующим в постоянно развивающейся системе Организации Объединённых Наций, но и единые нравственные ценности, в число которых вошли бы: религиозная терпимость, экономическая справедливость, признание необходимости всеобщего образования, искоренение расизма в любых его формах и признание полного равенства мужчин и женщин.

Однако принятие такого глобального плана, способного принести реальную и прочную стабильность, может произойти только на базе нового мировоззрения, центральным принципом которого должно стать единство человечества.

Признание внутреннего благородства каждого человеческого существа, убежденность в том, что каждый может внести свой вклад в «вечно развивающуюся цивилизацию», и непоколебимая преданность духовным принципам этой цивилизации — всё это также является необходимыми составляющими единственного устойчивого основания, на которое только и может опираться глобальный план.

Абдул-Баха писал:

« «Материальная цивилизация подобна телу. Сколь бы ни была она изящна, утончённа и прекрасна, она мертва. Божественная цивилизация подобна духу, а тело обретает жизнь от духа…» »

Религиозные лидеры играют особую роль в этом процессе. В письме религиозным лидерам мира, написанном в апреле 2002 г., Всемирный Дом Справедливости призвал их к решительным действиям по искоренению религиозной нетерпимости и фанатизма. «С каждым новым днем возрастает угроза того, что разгорающееся пламя религиозных предрассудков перерастёт во всемирный пожар, последствия которого трудно себе представить,— говорится в этом обращении. — Тем не менее, большинство организованных религий застыло на пороге будущего, парализованное теми же самыми догмами и притязаниями на исключительное обладание истиной, из-за которых разгорелись некоторые из наиболее ожесточённых конфликтов, разделивших жителей планеты».

Отмечая растущее осознание человечеством того факта, что «истина, лежащая в основе всех религий, по сути своей едина», обращение призывает религиозных лидеров «порвать с прошлым» и решительно отказаться от таких действий и идеологий, которые «оказывают доверие фанатизму».

Несомненно, до тех пор, пока правительства или их народы прикрываются теориями или религиями, поощряющими терроризм, он не получит решительного международного отпора.

Бахаи убеждены, что происходящие сейчас в мире «одновременные процессы подъёма и спада, интеграции и дезинтеграции, упорядочивания и разрушения», вызваны тем, что человечество переросло старые общественные структуры, институты и традиции. Вместо них, как указывается в Писаниях бахаи, возникнут новые структуры и институты, опирающиеся на принцип единства человечества.

Этот принцип «требует коренной перестройки и демилитаризации всего цивилизованного мира — мира, органически взаимосвязанного во всех главных аспектах жизни — политикой, духовными устремлениями, торговлей и финансами, письменностью и языком, и при этом бесконечно разнообразного благодаря национальным особенностям его федеративных единиц».

Таким образом, с точки зрения бахаи, рост терроризма, фундаментализма и насилия в сегодняшнем мире характеризует агонию старого мирового порядка, продолжающего оказывать сопротивление объединению человечества и появлению новых глобальных институтов.

Несмотря на это, бахаи верят, что «всеобщий мир не только возможен, но и неизбежен», и что «нынешняя мировая смута и бедственное состояние общества — естественная стадия органичного процесса, который, в конечном итоге, неизбежно приведёт к объединению человечества в единую социальную общность, границами которой станет вся планета».

«Перед обитателями Земли стоит выбор: будут ли мир и единство достигнуты лишь после немыслимых ужасов, низвергнутых на человечество из-за его упрямой приверженности старым стереотипам поведения, или он воцарится сегодня как следствие выражения всеобщей воли». Подобным же образом, решение стоящей перед человечеством проблемы терроризма целиком и полностью зависит от того, смогут ли народы мира подняться на новый уровень единства подходов и действий.

Дополнительные материалы