Баб

Материал из Бахаи Википедии
(перенаправлено с «Сейид Мирза Али Мухаммад»)
Перейти к навигации Перейти к поиску
Усыпальница Баба после реставрации, завершенной в 2011 году.

Общая информация

Баб (перс. باب‎ — «врата») — титул Сейида Али Мухаммада Ширази (перс. سيد علی ‌محمد شیرازی‎) (1819 или 1820 — 1850), основателя и пророка бабидской религии, религии Байана. Среди азалитов он именуется Нукта-и-Байан (перс. نقطة البيان‎ — Смысл Разъяснения). Среди бахаи иранского происхождения он обычно именуется перс. حضرت اعلی‎ («Его Святость Возвышенный») или перс. حضرت رب اعلى‎ («Его Святость Высочайший Господин»). Основная книга откровения Баба называюется Байан.

Провозвестник веры Бахаи

В середине XIX столетия, одного из самых бурных периодов мировой истории, молодой купец объявил, что принес послание, которому суждено преобразовать жизнь человечества. В то время как на Его родине, в Иране, происходил повсеместный нравственный упадок, Его послание пробудило волнение и надежду среди всех слоев общества, стремительно привлекая тысячи последователей. Он принял титул «Баб», что в переводе с арабского означает «Врата».

Его призыв к духовному и нравственному преобразованию, Его внимание к улучшению положения женщин и неимущих — все, что Он предписывал для духовного возрождения, было поистине революционным. В то же самое время Он основал Свою отдельную, самостоятельную религию, вдохновляя Своих последователей на преобразование жизни и совершение великих героических поступков.

Баб провозгласил, что человечество стоит на пороге новой эры. Его миссия, продлившаяся всего лишь шесть лет, заключалась в том, чтобы подготовить путь для прихода Бахауллы — Богоявления , Которое положит начало эпохе мира и справедливости, обещанной во всех мировых религиях.

« «Его жизнь представляет собой один из великолепнейших примеров мужества, которое человечество удостоилось чести лицезреть...»

— Дань памяти Бабу французского писателя 19 века А.Л.М. Николя [A.L.M. Nicolas]

»

Жизнь Баба

Молодость

Мирза Али Мохаммад, который впоследствии принял имя Баб (Врата), родился в Ширазе, на юге Персии, 20 октября 1819 года. Он был потомком Пророка Мухаммада. Его отец, хорошо известный купец, умер вскоре после Его рождения, и он был отдан дяде с материнской стороны, купцу из Шираза, который воспитал Его. В детстве Он научился читать и получил обычное для детей начальное образование. С пятнадцати лет Он вошел в дело Своего опекуна, затем другого дяди, который жил в Бушире, на берегу Персидского залива.

Юношей он славился необыкновенной красотой и хорошими манерами, а также исключительной набожностью и благородством характера. Он исполнял в точности молитвы, посты и другие требования законов исламской религии и не только повиновался букве, но жил в духе учения Пророка. Двадцати двух лет он женился. От этого брака родился один сын, который умер в детстве, в первый год Декларации Баба.

Декларация Баба

По достижении 25 лет Он объявил по божественному повелению, что Всевышний Господь избрал его Вратами Своими. В те дни вера в неизбежное появление Божественного Посланника была особенно сильна в течении, известной под названием шейхиты, и первый, кому Баб открыл свою миссию, было известное духовное лицо, принадлежащее к этой секте, мулла Хусейн Бошруи. Точная дата и час Его Декларации приводится в «Байяне», одном из произведений Баба. О том, что он воистину и есть Обетованный, Баб заявил в 2 часа 11 минут после захода солнца в предвечернее время 23 мая 1844 года.

После нескольких дней глубоких раздумий и размышлений по поводу поведанного ему Бабом, мулла Хусейн вполне убедился, что давно ожидаемый шейхитами Посланник на самом деле явился. Радость того же открытия вскоре пережили и разделили с муллой Хусейном некоторые его друзья. За короткое время большинство шейхитов признали Баба и стали известны как баби, и вскоре слава о молодом Пророке распространилась с молниеносной быстротой по всей стране.

Распространение движения Баби

Первые 18 учеников Баба (и Он девятнадцатый) стали известны как «Буквы Живущего». Своих учеников Он разослал в различные части Персии и Туркестана распространять весть о своем приходе. В то же время он сам отправился в Мекку, куда и прибыл в декабре 1844 года, и там открыто заявил о Своей миссии большому числу паломников, приехавших со всех сторон света. По возвращении в Бушир Он вызвал большое волнение принятием на Себя имени Баба. Огонь Его красноречия, чудо Его быстрого и вдохновенного Писания, Его необыкновенная мудрость, знания, мужество и реформаторское рвение вызвали огромный энтузиазм среди Его последователей, но и в такой же степени возбудили тревогу и враждебность среди фанатичных мусульман.

Шиитское высшее духовенство выдвинуло против Него серьезное обвинение и убедило губернатора Нарса, по имени Хусейн Хан, тирана и фанатика, подвергнуть преследованию «новую ересь». Тогда начался для Баба длинный период тюрем, ссылок, судов, бичеваний и тяжких оскорблений, окончившихся только с Его мученической смертью в 1850 году.

Сочинения Баба

Число писаний Баба было огромно. Он писал Свои глубокомысленные толкования необыкновенно быстро, без предварительного обдумывания: глубина изложения и красноречие молитв служила доказательством Его божественного вдохновения.

Содержание Его различных писаний может быть резюмировано так:

«Одни из них были комментариями или толкованиями сур Корана; другие были молитвами, беседами и разъяснениями некоторых мест того же Корана; иные же представляли собой увещевания, предостережения и рассуждения о разных сторонах учения, о Божественном Единстве; поощрения к совершенствованию характера, освобождению от мирского тщеславия и упования на Божественное вдохновение.

Но в основе Его главных сочинений все-таки оставались хвала и описание той Истины, которая вскоре должна была явиться и которая была Его единственным предметом, Его целью, Его возлюбленной, Его желанием.

Он смотрел на Свое пришествие, как на пришествие возвещателя радостных вестей и считал Себя лишь посредником для свидетельствования более Совершенного, идущего за Ним. И в самом деле Он не переставал прославлять Его ни на одну минуту, ни днем, ни ночью, и говорил всем своим последователям, что они должны ждать Его появления.»[1]

«
Слава Того, Кого явит Бог, неизмеримо выше любой славы,
Его величие неизмеримо выше любого величия.
Его красота превосходит любое иное воплощение красоты,
Его благородство безмерно превосходит любое иное проявление благородства.
Всякий свет бледнеет пред сиянием Его света,
всякое проявление милосердия не сравнится со знаками Его милосердия.
Всякое совершенство ничтожно пред Его высшим совершенством,
всякое проявление могущества ничего пред Его абсолютным могуществом.
Его имена превыше всех других имен.
Его воля главенствует над всеми другими проявлениями воли.
Его недосягаемая возвышенность не сравнима ни с каким символом возвышения.
Великолепие Его лика затмевает всякий иной лик.
Его божественное сокрытие гораздо глубже любого сокрытия.
Его вознесенность неизмеримо выше всякой вознесенности.
С Его милостивым благоволением не сравнится иное свидетельство благоволения.
Его сила превосходит любую силу.
Его верховная власть не может быть побеждена никакой иной властью.
Его божественное владычество превыше всякого владычества.
Его знание пронизывает все создания,
а Его высшая власть распространяется на все сущее.[2]
»

Так же заявлял Он в Своих писаниях:

« «Я только буква этой могущественной книги и капля этого безграничного океана, и когда Он явится, то Моя истинная природа, Мои тайны, загадки и намеки станут явными, понятными: зародыш этой религии разовьется по ступеням своего бытия и достигнет положения «совершенного из всех форм», олицетворяя собою следующий стих Корана: «Да будет благословен Господь, Совершеннейший из Создателей…»[3] »

Притязания Баба

Враждебность по отношению к Бабу удвоилась, когда молодой реформатор объявил Себя Мехди, приход которого предсказывал Пророк Мухаммад. Согласно своей вере, шииты отождествляют этого Мехди с двенадцатым имамом, который за тысячу лет до наших дней таинственно исчез. Они верили, что он все еще жив и появится в своем прежнем облике; пытались материально подтвердить пророчества относительно его царствования, его славы, побед и знамений его прихода, точно так же, как во времена Иисуса иудеи толковали подобные пророчества о пришествии Мессии.

Они ожидали, что он появится с бесчисленной армией и объявит себя верховным властителем, что он воскресит мертвых и т.д. Так как эти знамения не явились, шииты отвергли Баба с такими же яростными насмешками, как евреи Иисуса.

Баби, с другой стороны, толковали пророчества в переносном смысле. Они считали, что власть Обещанного, подобно власти галилейского «Мужа Скорби» будет мистической; Его слава будет духовная, но не земная; победы Его - это победы над крепостями человеческих сердец; и они находили массу подтверждений этим заявлениям Баба в Его чудесной жизни и учениях, в Его упорной вере, в Его непоколебимой твердости, в Его способности поднять к духовной жизни тех, которые находились до того времени в глубоком заблуждении и невежестве.

Но Баб не остановился на том, что объявил Себя Мехди. Он принял священный титул «Ноктэе-Улла» или «Первой Точки». Этим титулом называли Пророка Мухаммада и Его последователи. Даже имамы стояли ниже по значению «Ноктэе-Улла», от которого они черпали свое вдохновение и власть. Принимая этот титул, Баб ставил себя, как и Пророк Мухаммад, в ряды великих основателей религии, и поэтому в глазах шиитов Он выглядел самозванцем, точно так же, как были названы раньше этим именем Моисей и Иисус. Он даже ввел новый календарь, восстановил солнечный год, и обозначил началом Новой Эры год Своего Объявления.

Усиление гонений

Следствием таких заявлений Баба и той настораживающей быстроты, с которой люди всех классов - богатые и бедные, ученые и неграмотные - горячо принимали Его учение, явились попытки к подавлению этого учения, которые становились все более и более жестокими и решительными.

Дома были разграблены, женщины схвачены и уведены; в Тегеране, Фарсе, Мазандаране и других местах значительное число верующих приговаривали к смерти. Многие были обезглавлены, повешены, выброшены из жерл пушек, сожжены или изрублены на куски. Однако, несмотря на все попытки подавления, движение ширилось. Скорее, именно из-за этих самых притеснений крепла уверенность последователей, что благодаря им пророчества о приходе Мехди исполнялись в буквальном смысле.

Согласно преданию Джабира Ансара, которое шииты считают верным, мы читаем:

« В нем соединится совершенство Моисея, величие Иисуса, терпение Иова; в его время все святые будут поруганы, головами их будут обмениваться как подарками, подобно тому как в свое время обменивались головами турков и дейламитов; их будут умертвлять, сжигать, устрашать; земля окрасится их кровью и плач поднимется среди их жен; и это будут воистину мои святые. »

Мученичество Баба

9 июля 1850 г. сам Баб на тридцать первом году жизни пал жертвой фанатичной ярости преследователей. Вместе с преданным Ему последователем Ага-Мохаммад-Али, который страстно умолял допустить его разделить мучения, Баб был возведен на эшафот на старой Казарменной площади в Тебризе.

За два часа до полудня они были подвешены веревками таким образом, что голова Мохаммад-Али лежала на груди его любимого Учителя. Был призван полк армянских солдат, получивший приказ стрелять. Последовал залп, но когда рассеялся дым, оказалось, что Баб и Его преданный друг все еще живы.

Пули перебили веревки, на которых они были подвешены, и оба мученика упали на землю невредимыми. Баб прошел в ближайшее помещение, где его и нашли разговаривавшим с одним из друзей. Около полудня их снова повесили. Армяне, которые считали все происшедшее чудом, отказались стрелять.

Тогда был призван другой полк солдат, который повиновался приказу. На этот раз залп дал результат. Тела обеих жертв были пробиты пулями и страшно изуродованы, но лица их были почти нетронутыми. Это ужасное злодеяние сделало площадь Тебриза второй Голгофой. Враги Баба наслаждались победой, думая, что ненавистное древо веры баби отделено от корня, и легко произойдет его полное усыхание, но их торжество было недолговечно.

Они не понимали, что древо Истины не может быть срублено каким бы то ни было физическим топором. Они не знали, что их преступление служило цели придать еще большую силу и мощь учению. Мученическая смерть Баба исполнила заветное его желание и вдохнула новый дух в Его последователей.

Таков был огонь их духовного энтузиазма, что суровые ветры гонений не только не погасили его, но раздули пламя. Чем усерднее и яростнее тушили, тем выше поднималось пламя.

Усыпальница на горе Кармель (Хайфа)

После мученической смерти Баба Его останки вместе с останками Его преданного друга были выброшены на край рва за стенами города. На вторую ночь они были отысканы несколькими баби, которые взяли их и, после многих лет сокрытия в тайных хранилищах в Персии, были с величайшими трудностями и опасностями перенесены в Святую Землю. Там они были погребены на красивом склоне горы Кармель, недалеко от пещеры Илии, в нескольких милях от того места, где Бахаулла провел Свои последние годы и где теперь лежат Его останки. Среди тысяч паломников со всех частей света, которые приходят поклониться священной Усыпальнице Бахауллы, нет ни одного, кто бы не помолился у гробницы преданно любившего Его Предтечи Баба.

Ссылки

  1. Повествования путешественника, стр. 54-56
  2. Избранное из Писаний Баба.
  3. Повествования путешественника, стр. 54-56

Дополнительные материалы